Странные игрушки

Первые годы жизни малыша могут показаться беззаботными только лишь с точки зрения взрослого. Столько нужно всего узнать, столько совершить открытий, столько все-го постичь! Сломать и построить, раскрутить и завинтить, отвязать и замотать... То, что во взрослом понимании - детская игра, а то и шалость, для годовалого крохи - процесс великого познания и открытия. Познания возможностей и назначений огромного количества предметов, начиная с собственных рук и ног и заканчивая маминой косметикой или папиными инструментами, включая вскрытие всяких и всевозможных дверок и замочков, за которыми все это спрятано.

А поэтому не всегда за пособиями и развивающими игрушками нужно идти в "Детский мир". Иногда совершенно необходимые для детского познания мира можно приобрести, например, в хозяйственном магазине или просто найти на кухне.
С мамой на кухне

Прищепки - очень привлекательная для малыша штука. Во-первых, совершенно не ясно, как это мама ее цепляет за всякие там предметы - на бортик мисочки или пластмассовой баночки, на веревочку, на край малышовой одежды... Во-вторых, просто весело срывать этих разноцветных крокодильчиков отовсюду, следить за тем, как мама, сцепляя их причудливым образом, делает то деревце, то какую-то зверушку.

Кастрюли - упоительно звенят с крышками! Это - главная игрушка вместе с ложками и тарелками. Запасайтесь небьющимися, хотя личный опыт автора статьи показы-вает: после того, как дети вскрыли шкаф с посудой, они по 10-15 минут сидят, перекладывая тарелки из стопки в стопку достаточно аккуратно (ни одной разбитой).

Силиконовая формочка для выпекания шести маленьких кексов является прекрасным тренажером для ручек и пальчиков (просто положить надо правильно). Получается шесть великолепных кнопочек! На них можно нажимать, а они в ответ тихонько пощел-кивают и сами назад возвращаются.

Различные ситечки, дуршлаги и прочие ковшики, половники, венчики, шумовки - все это вызывает неизменный восторг и кучу познавательного интереса. Они незаменимы для игр с водой, можно взять их с собой в песочницу. Первое их положительное качество - наличие ручки, за которую можно ухватиться и таскать предмет за собой, размахивать им над головой, долбить об окружающую мебель и пр. Второе их незаменимо приятное качество - совершенно неожиданно обнаруживаемые дырочки, загогулинки и способность пропускать водичку, песочек через себя. А еще сквозь них можно посмотреть на мир совершенно иными глазами.

Всевозможные баночки и коробочки с крышками обладают неоспоримым положительным свойством: таинственным внутренним пространством, скрытым под крышкой! Как же увлекательно ее снимать и надевать обратно! К тому же полезно осваивать умение складывать что-то в баночку или вынимать из нее. Если внутрь что-то положить (орешек, крышечку от пластиковой бутылки, маленькую игрушку), то получается семейно-народный музыкальный инструмент с ударно-трясо-кидательным способом извлечения звука. Если вдруг удастся еще и ложку добыть (лучше бы деревянную), то можно и барабаном баночку представить.
Пошуршим?

Каждый младенец проходит через важный этап освоения навыка шуршания пакетом! Высыпание вещей, сложенных в него, на пол. Надевание пакета на голову - этот опасный трюк заставляет взрослых строго присматривать за детской игрой с данным предметом! А вот сложенные в пакет игрушки - это, увы, не лучший способ хранить их: из такой тары все мгновенно высыпается (равно как и из небольших ящичков-коробочек), и на этом игра, как правило, заканчивается.

Для мытья посуды, для чистки зубов, для чистки ногтей, для чистки одежды, для чистки обуви... - щетки! Любящий свое чадо родитель обязательно купит ему щетку. Ее щетинки приятны на ощупь, массируют ручки, пальчики. Их разнообразные формы сами подталкивают и будоражат фантазию (можно сравнивать, можно отгадывать, на кого или на что похожа, можно придумывать все новые и новые способы применения и засовывания).

Пластиковые бутылки - совершенно незаменимая вещь в хозяйстве: кто-то наливает в них воду для цветов, кто-то приспособился хранить в них крупы, кто-то заменил ими палочку для собаки. Дети тоже оценили преимущества этого во всех отношениях великого изобретения. Пластиковая бутылка гремит (если в нее что-то положить)! С нее можно скручивать и закручивать крышку - польза таких пальчиковых упражнений вели-чайшая!

Довольно опасные, но от этого не менее притягательные и полезные для постижения секретов окружающего мира "игрушки" - веревки, шнурки и нитки. Они путаются, наматываются, тянутся за собой, непостижимым образом сматываются мамой в клубок или на катушку! Любимое упражнение - накидывать или закидывать веревочку за спину, любимое занятие - чесать веревочкой зубки или таскать что-то на веревочке за собой. Следует, однако, еще раз оговориться, что эти "игрушки" небезобидны и требуют контроля со стороны взрослого. Безопаснее (но не абсолютно безопасны), конечно, деревянные катушки: картонные уж очень быстро сжевываются. Тонкие ниточки и веревочки могут поранить ручку, если их с силой потянуть. Однако, не давая малышу опасных предметов, невозможно научить его с ними обращаться.

Пуговки, кнопочки, крючочки и прочие застежки, конечно, совсем не игрушки для годовалого малыша. Но если мама крепко-крепко пришьет их к коврику, наволочке декоративной подушки, страницам тряпичной книги, мягкой игрушке, то теребить их, тыкать в них пальчиком, пробовать застегнуть или расстегнуть - это ж наиважнейшее из дел. Пуговками можно изобразить глазки, можно "нарисовать" ими целую картину. Хотя и пуговки на маминой одежде: халате, рубашке, куртке - вполне выполняют свою отвлекательно-развивательную функцию.
Жмурки-пряталки

Занавески, платки и покрывала также могут сыграть свою роль в развитии и развлечении. Во-первых, можно за ними, под ними прятаться. Радость малыша, накрытого маминым прозрачным платком, безгранична. "Малыш, ты где?" - спрашивает мама, а кроха хохочет и стягивает с себя платок. Потом снова пытается закрыть им себя, натягивая на голову. Можно спрятать под покрывало игрушку: искать ее, ощупывать и отгадывать, что это за игрушка. Или вот карапуз дополз до тюлевой занавески, сел за ней и застыл, глядя на маму - он спрятался! А из покрывала может получиться бесподобная палатка или самолет. Палатку можно соорудить, повесив покрывало на стулья, на край стола. Самолет могут сделать мама и папа, взявшись за углы, - малыш будет качаться, сидя в середине, а все вместе будем читать стихи:
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над морями,
А потом вернемся к маме.

Старые сумки, сумочки, саквояжи можно наполнить самыми разными вещами и вещицами (игрушками, всякой мелочью: крышечками, пластмассовыми мерными ложечками, небольшими колечками, прищепками и др.) и предлагать малышу пытаться не только открыть сумку самостоятельно (ох уж эти замки и замочки), но и отыскать все предметы, попрятавшиеся в ее бесчисленных кармашках, закуточках и складочках.

Неизменным хитом познавательной активности всех современных детей являются всевозможные пульты, телефоны и другие приборы с кнопочками. По их поводу есть тоже несколько замечаний. Во-первых, этот детский интерес совершенно естественен: родители не расстаются с этими "игрушками", играют в них целыми днями, всячески прячут их от детей. Во-вторых, производители игрушек уже давно изучили эту особенность детских предпочтений и наполнили игрушечный рынок морем различных заменителей взрослых кнопочных предметов. Но это все не то: старый радиоприемник, клавиатура от компьютера, пишущая машинка, вышедшие из строя и лишенные батарей питания трубки радиотелефонов и тому подобные предметы с кнопочками - вот настоящий клад для наших юных исследователей и изобретателей.

Копилки и монетки - прекрасное пособие для развития мелкой моторики. Вы даже себе представить не можете, как это непросто: взять монетку - и не засунуть ее себе в рот, а честно попытаться запихнуть вот в эту маленькую щелку! Но азарт первооткрывателя и несгибаемого бойца берет свое, и малыш стойко засунет все монетки в копилку и очень скоро потребует, чтобы их достали обратно и он мог повторить свой подвиг!

Любимыми и важными "игрушками" для освоения домашнего пространства, а также для интеллектуального развития малыша могут стать старые кассеты и диски (можно таким образом решить проблему их утилизации - в хозяйстве больше не нужны, а выбросить жалко). Вот только заигрываться в эти предметы не стоит - их состав небезопасен для крохи. Верную службу готов сослужить старый механический будильник - это и разбирательный конструктор (первые конструкторские навыки ребенок осваивает, разбирая). На некоторое время лучшим другом вашего ребенка имеет все основания быть пылесос. Ну, очень привлекательная зверюга: ревет, хобот есть, хвост (в смысле шнур) замысловато в себя затягивает, щетки всякие имеет.

Ботинки и тапки взрослых - их так легко надевать в отличие от собственных, которые принципиально не хотят надеваться на ногу. А еще ими можно закусить, можно в папином ботинке кого-нибудь поселить (помните сказку про теремок в рукавице, потерянной мужиком).
Внимание - малыш очень любит розетки!

Бытует байка о том, что современные розетки все сложнее и сложнее, поэтому страдают от них лишь самые гениальные. Спасением может cтать удлинитель с несколькими гнездами: в нужный момент предлагаем крохе воспользоваться именно этим "укрощенным" электричеством, объясняя, что это его розетка, а вот все остальные - плохие, кусачие и очень неудобно расположены. Автору статьи удалось так спасти жизнь своим детям, для которых различные заглушки, розетки с поворотом и прочие защитные приспособления были не преградой, а лишь дополнением к забавной игре.

Советы данной статьи будут неполными, если их не подытожить следующими правилами. Волшебные помощники - такие любимые нашими малышами предметы - будут служить маме верную службу (отвлекать и развлекать в нужный момент, развивать позна-вательный и исследовательский интерес ребенка), если:

    * будут находиться всегда под рукой (в нужный момент мама, как волшебница, распахивает нужную дверцу шкафчика на кухне или делает неуловимое движение в сторону нужного ящичка);
    * нужные в хозяйстве предметы, даже выделенные или купленные специально для малыша, НЕ попадут в игрушки: какие-то из них могут побывать "в гостях" у кубиков и машинок, но через некоторое время все равно вернутся в свои домики;
    * стремление малыша участвовать в том или ином домашнем деле будет встречаться с радостью и поощрением (мама готова к этому, у нее под рукой есть нужный предмет, с которым малыш будет ей помогать!);
    * понимая всю необходимость общения крохи с предметами обихода, мама понимает и всю опасность, скрывающуюся в них, и поэтому контролирует общение малыша с ними, вовремя их убирает (забирает, выкидывает сломавшиеся).

10.10.2007 Асонова Екатерина Андреевна,
филолог, кандидат педагогических наук, мама троих детей