Пару лет назад, в фойе одного из ростовских кинотеатров, я наблюдала за белокурой барышней лет двух-трех, с нетерпением ожидавшей начала очередного фильма о Гарри Поттере. Помню, что у меня тогда возникло сомнение, вытерпит ли малышка полтора часа напряженного действия и не рано ли ей смотреть на жутковатых сказочных героев.
И вот в один из моментов, когда было страшно смотреть на экран даже мне (огромный змей, издавая ужасный рев, распахнул пасть и уже собирался проглотить Гарри Поттера), на весь зал раздался голос малышки. Видимо, она решила поделиться с мамой своими впечатлениями: «Детки сейчас будут бояться. Они всегда боятся, когда такое показывают. Гали Потел такой смелый!» После этого я подумала, что иногда мы, родители, пытаясь оградить душевное спокойствие своих малышей, просто недооцениваем их храбрость! Ведь зачастую сказки, мультики и игрушки, которые кажутся нам, взрослым, страшными, приводят в восторг наших детей.
Первые сказки малыши обычно слышат от родителей. И у некоторых мам возникают сомнения: стоит ли ребенку узнавать о том, как старая Баба-Яга хотела съесть доброго героя, или о мрачном замке главного злодея. Одни считают, что впечатлительному малышу противопоказаны всяческие страшилки. Другие не рассуждают столь категорично, вспоминая собственное детство. Да и став старше, многие взрослые продолжают читать детективы и смотреть фильмы ужасов, совершенно не задумываясь о каком бы то ни было вреде этих занятий. Поэтому очень важно хорошо прочувствовать состояние своего малыша, когда он слушает захватывающую историю, в которой вас что-то смущает. Вполне может быть, что страшная сказка окажется даже полезной для ребенка: психологи утверждают, что повествование, составленное по определенным правилам, не только не вредит психике малыша, но и оказывает на нее благоприятное воздействие.
КЛЭВЫЖЕГСЛОВИЯ
«ПОЛЕЗНОСТИ» СТРАШНОЙ СКАЗКИ?
1. Не забывайте, что разнообразные страхи присущи любому ребенку, вне зависимости от того, какие истории ему рассказывают. Главное - правильно обходиться с этими страхами, перенести их из повседневной жизни ребенка детском саду, во дворе, дома в какую-нибудь отдельную реальность, за которой малыш наблюдает, как бы со стороны, чтобы сохранить его базовое чувство безопасности. Именно для этого служат знакомые с детства фразы: «В некотором царстве, в тридевятом государстве... «Давным-давно...». С таких слов чаще всего начинаются народные сказки, проверенные веками. По мнению психологов давно ставшие классикой «Гуси-лебеди «Кощей Бессмертный» и тому подобные захватывающие «триллеры» наиболее подходят для знакомства малыша с миром страшных сказок.
2. Гораздо больше сомнений у специалистов вызывают творения современных авторов, где действие происходит практически в реальном мире (в школе, в деревне у бабушки и других местах, где ребенок на самом деле часто бывает и где привык чувствовать себя в безопасности). Помните, что малыш еще не умеет четко разграничивать сферы настоящего и выдуманного. Представляете, что происходит в сознании ребенка, когда он узнает из красочного рассказа, что буквально на улице на него может напасть зомби, а хорошо знакомый сосед -это на самом деле злой волшебник? Вот здесь и есть все шансы для развития страхов, опасных для психического здоровья малыша, особенно если чтение «неправильных» страшных историй накладывается на природную тревожность ребенка.
3. Страшные сказки для малыша - это, прежде всего, способ проживания его собственных страхов. Поэтому главное действующее лицо должно быть во многом похоже на самого ребенка: малышу будет гораздо увлекательнее слушать сказку, если он представит себе ребенка, у которого, например, тоже есть мама, папа и младшая сестренка, который тоже ходит в детский сад и очень дружит со своей собакой. Это поможет ребенку сродниться с главным героем и эмоционально переживать его победы как свои собственные. В то же время сходство не должно быть полным, чтобы у малыша оставалась «лазейка» для ухода в позицию наблюдателя, если события в сказке принимают уж очень страшный оборот.
4. Кроме того, степень «ужасности», напряженности сказочного действия обязательно нужно соотнести с возрастом ребенка, ведь один и тот же сюжет может лишь приятно пощекотать нервы старшекласснику, а пятилетнему малышу нанести тяжелую психическую травму. На первый взгляд это кажется очень сложной задачей, ведь не существует единиц измерения «страшности» сказки. Но все, оказывается, очень просто: ребенок сам подскажет вам, насколько он готов воспринимать напряженный сюжет. Если малыш отворачивается от телевизора, где идет тревожный мультик, или перестает слушать сказку, значит, знакомство с такой историей пока преждевременно. Если же от страшной сказки малыш начинает капризничать, плакать, требует выключить мультик или перестать читать, значит, все это пока является стрессом для него и, безусловно, причиняет вред. Чтобы не травмировать ребенка, лучше сразу же прекратить чтение сказки или просмотр мультфильма. Некоторые родители, стараясь воспитать в своем малыше смелость, начинают уговаривать его дождаться финала истории: «Ну что же ты боишься, глупенький? Потерпи немножко, все обязательно хорошо закончится!» Этого делать нельзя, ведь ребенок уже дал вам понять, что ему некомфортно, зачем усугублять это состояние? Ни в коем случае не стыдите, не ругайте малыша за то, что он испугался, иначе пострадает доверие ребенка к вам. Вряд ли это сделает маленького человечка более храбрым, а скорее, наоборот, добавит ему еще один страх- перед недовольством родителей. Поэтому если ребенок действительно испугался и ищет защиты у своих сильных и добрых мамы с папой - не лишайте его этой поддержки!
5. И, конечно же, «правильная» страшная сказка непременно должна хорошо заканчиваться. Если уж малыш вчувствовался во все приключения героя, боялся, побеждал и радовался вместе с ним, то представьте, какой шок испытает ребенок, когда с его любимцем, а значит, как будто и с ним самим, в финале истории произойдет несчастье. И наоборот, радостное окончание, в котором главное действующее лицо достигает успеха, вселяет в малыша оптимизм и уверенность в его собственных силах.
ЧЕРНАЯ РУКА И ДРУГИЕ
«В одном черном-пречерном доме была черная-пречерная комната, а в этой комнате на стене было зловещее пятно, из которого каждую полночь высовывалась черная-пречерная рука и искала маленьких детей, чтобы задушить их...» Что-то подобное обязательно прозвучит в любой детской компании, когда рядом нет никого из взрослых, на улице темнеет и не хочется включать свет. Так увлекательно выискивать признаки опасности в неосвещенных углах комнаты, прятаться друг за друга при каждом шорохе и специально подначивать самых пугливых: «Смотри, там - привидение!» Дальше раздается восторженный детский визг и чей-то жалобный голос: «Не на-а-адо, мне правда страшно!»
Некоторые сомнения возникают у многих родителей по поводу игрушек, которые предпочитают их дети, в основном сыновья. Если пластмассовая фигурка человека-паука или Бэтмэна кажется вам страшной, это вовсе не значит, что так же ее воспринимает и ваш малыш. Просто они олицетворяют его детские представления о силе и мужественности - ведь эти герои в мультиках и комиксах всегда оказываются на высоте. Играя в таких непривлекательных, на ваш взгляд, монстров, мальчик отрабатывает модель поведения, предполагающую сражения, победы и проявления храбрости. Кроме того, имея у себя дома достаточно много подобных игрушек, ребенок осваивает так называемые режиссерские игры, то есть такие, где малыш держит в поле внимания сразу несколько действующих лиц, руководит ими и разворачивает сюжет по своему усмотрению. Такое увлекательное занятие помогает развитию памяти, внимания и воображения ребенка.
Идеал мужчины веками связывался в сознании людей с воинственностью, поэтому для гармоничного развития мальчику нужны не только энциклопедии и конструкторы, но и игрушечное оружие. Этого не нужно бояться - в разумных пределах «автоматы» и «пистолеты» пойдут малышу только на пользу. С помощью игрушечного оружия мальчик может реализовать свое извечное стремление: стать сильным, мужественным, победить всех врагов. И это помогает ребенку пережить собственные страхи, делает его более уверенным. «Войнушки» воспитывают в наших сыновьях не жестокость, а умение стратегически мыслить, выдержку и самообладание. Ведь в ходе символического сражения мальчик не фиксирует свое сознание на страхах, а активно ищет способы борьбы с ними - ребенку просто некогда бояться! А агрессия и жестокость, на самом деле развивается у детей не из-за игрушек, в которые они играют, а под влиянием холодности и невнимания родителей.
На благотворном влиянии ярких, образных историй основывается сказкотерапия - лечение психологических проблем ребенка с помощью сказок. Например, мальчикам с неуверенным поведением, склонным к тревожности, (особенно растущим без отца), психологи рекомендуют читать сказки воинственного содержания, в которых смелый герой преодолевает множество препятствий и опасностей, но обязательно выходит из них победителем. Позитивный опыт главного персонажа помогает им осознать себя будущими мужчинами, прививает храбрость и веру в свои силы.
Некоторых родителей беспокоит вопрос: не могут ли такие истории спровоцировать развитие страхов и неврозов? Начнем с того, что страшилки о черной руке и привидениях - это неотъемлемая часть детской культуры, такая же, как, например, игры в дочки-матери или лазание по крышам. Для большинства здоровых детей тревожные сказки - это способ сбросить напряжение, и он скорее помогает в борьбе со страхами, а не провоцирует их. Приглядевшись повнимательнее к сюжетам страшных историй, вы можете узнать много интересного о внутреннем мире своего ребенка. Если, несмотря на все сказочные перипетии, герой выходит из них победителем, а зловещие силы - покоренными (или, что еще лучше, перевоспитанными), значит, психическому здоровью вашего малыша ничто не угрожает. А вот частые фантазии ребенка на тему собственной смерти (или гибели персонажа, очень похожего на него) должны насторожить родителей.
Как видите, душевное здоровье малыша зависит от более серьезных вещей, чем просто сюжет придуманной детворой истории. Патологическая страсть ребенка к зловещим, тревожным сказкам - это скорее не причина, а следствие его внутреннего неблагополучия.
Если, например, малыш выражает в форме страшных историй свой страх перед злой ведьмой, то это, как ни странно, указывает на глубинные проблемы во взаимоотношениях с мамой. Психоаналитики считают, что образ матери, живущий в подсознании каждого человека, всегда противоречив. Он наполняется содержанием благодаря эмоциям, которые ребенок испытывает в общении с мамой, начиная с самого раннего детства (а возможно, и до рождения). Малыш ощущает нежность матери, пугается, когда она раздражительна и агрессивна, испытывает стресс от ее крика. Отсюда и двойственность подсознательного образа мамы: он имеет свою светлую сторону (ласковая, заботливая мать) и противоположную, мрачную (это как раз и есть старая, злая ведьма, властная, отталкивающая и несущая угрозу). Конечно, этот образ живет только в глубинах бессознательного, но иногда «прорывается» в виде кошмарных снов или внезапно возникающего страха, что в маму, когда она сердится, вселяется самая настоящая Баба-Яга. Примечательно, что пережить и преодолеть период боязни злой ведьмы малышу может помочь кто угодно, кроме матери, ведь природа страха напрямую связана с отношением к ней. Хорошо привлечь к решению проблемы папу ребенка. Доказано, что дети, чьи отцы активно участвуют в их воспитании, с удовольствием общаются и играют с малышами, растут менее тревожными, чем те, кто лишен папиного внимания.
И, конечно, многое здесь зависит от индивидуальных особенностей самого малыша. Понятно, что если захватывающее, динамичное действие «страшилки» увлекает ребенка, а затем благополучно забывается, то никому не придет в голову опасаться за его психическое здоровье. Другое дело, если ваш впечатлительный малыш оказывается невольным слушателем жуткой истории в детской компании, и сильные переживания не являются его внутренней необходимостью, а просто навязаны ребенку. В таком случае ваша прямая задача - защитить спокойствие своего малыша. Для этого решительно вмешайтесь и оградите его от подобных страшных рассказов. Лучше увести ребенка из компании, а дома спокойно разобраться, насколько сильно малыш напуган и как ему помочь. Очень полезен телесный контакт с ребенком: если вы крепко-крепко обнимете его, тесно прижмете к себе, то ощущение физической безопасности поможет малышу прийти в себя. Обязательно объясните своему перепуганному чаду, что услышанная им история - это не правда, а выдумка обычного ребенка, такого же, как и он сам, поэтому бояться совершенно нечего. В большинстве случаев достаточно задушевной беседы перед сном, присутствия рядом любимых родителей, чтобы от пережитых тревог не осталось и следа и ребенок заснул счастливым и умиротворенным.